Приветствую Вас, Гость
Роль учителя в формировании личности современного школьника.
«Учитель, воспитай ученика!»
Заместитель директора по УВР Урванцева Е.Н.
Инновационность стандартов 2 поколения в индивидуализации образования и новых результатах образования: личностных, метапредметных и предметных.
Школа сегодня – это достаточно казенный (даже по названию) и закрытый институт как по отношению к педагогам, так и по отношению к детям. Все экзамены проверяют только аналитические умения учащихся, даже часть С – умение рассуждать, сопоставлять, доказывать, приводить аргументы, делать выводы. Мы натаскиваем детей на решение тестовых заданий и даем готовые клише сочинений, приучаем мыслить штампами и действовать по инструкции. Творческий ребенок, как правило, не успешен в современной школе, потому что выпадает из аналитического концепта образования. Он менее организован, часто медлителен или гиперактивен,  поэтому менее успешен, не удовлетворен системой образования. Цель хорошего учителя – предоставить ученику как можно больше выборов: выбор уровня освоения предмета (базовый, расширенный, углубленный, профильный), выбор уровня домашнего задания, выбор вида контроля, выбор олимпиад, конкурсов.
Опыт индивидуализации образования педагог современной школы получает, прежде всего, работая с учащимися с особыми образовательными потребностями. Анализ работы за первое полугодие по программе «Одаренные дети» я построила не только в цифрах, но и фактах.
О чем говорят цифры?
Результаты участия в школьном этапе Всероссийской  олимпиады школьников выстраивают интерес к предметам наших детей в такой последовательности: география, биология, русский язык  имеют самый высокий коэффициент участия, информатика, химия, право – самый низкий.

Итоги районного этапа олимпиад  показывают, что в этом году результаты по сравнению с прошлым годом увеличились: с 4 победителей до 13, с 64 призеров до 74. Такие предметы, как биология, ОБЖ, русский язык, литература, обществознание показывают неизменно хорошие результаты, улучшились показатели  по технологии, математике, МХК, традиционно низкие показатели по физике (1 призер), химии, информатике и ИКТ.

Приглашены к участию в областном туре предметных олимпиад: Мельникова Дина по избирательному праву (учитель Зыкова Н.М.), Шаповалов Илья по географии (учитель Домнина С.М.), Касьянова Надежда по литературе (учитель Шарова С.Ю.), заняла 2 место в конкурсе чтецов!, Осипов Александр по ОБЖ (учитель Бушуев Н.П.), Чернова Екатерина по биологии (учитель Гончарова М.И.), Ворожцова Юлия и Мельникова Дина по немецкому языку (учитель Чайникова А.И.) Если в прошлом году у нас было 2 участника и призера областных олимпиад, в позапрошлом только один участник, то положительная динамика индивидуальной работы с одаренными школьниками налицо.

Третья цифра, на которую хотелось бы обратить ваше внимание – ежегодный рост числа наших партнеров центров дополнительного образования одаренных школьников. Мы сотрудничаем с ЦДООШ г.Кирова, г.Перми, г.Калининграда, с центром международных эвристических олимпиад «Совенок», «Прорыв». С Вятской гуманитарной гимназией, гимназией №46 г.Кирова, с библиотеками Грина и Лиханова, с конкурсом авторской песни «Гринландия», с газетой «Округа», журналами «Талант с колыбели», «Вершки и корешки», с членами союза писателей России А.А. Лихановым и Е.С. Наумовой.

О чем говорят факты?
Факт первый от «Учителя года» к ученикам! Ванчугова Светлана Михайловна пришла на районный и окружной конкурсы учитель года с темой «Развитие творческих способностей учащихся на уроках и во внеклассной работе». За эти несколько месяцев ее третьеклассники  стали лауреатами конкурса исследовательских работ учащихся, дипломантами областного конкурса авторской песни «Гринландия», победителями Всероссийского уровня Молодёжного чемпионата «Старт», призёрами 1 тура  областной олимпиады младших школьников «Совёнок», призерами конкурса сочинений «Мир моих увлечений», при этом в интеллектуальных играх и конкурсах принимают участие по 18 учащихся класса!!!

Факт второй «Умею учиться у коллег»! Козлова Нина Владимировна работает над проблемной темой «Развитие творческого потенциала школьников через решение нестандартных задач». Активный участник проблемной группы по развитию творческого потенциала одаренных школьников и, наверное, знаковым для Нины Владимировны событием стала поездка в Яранск на окружную конференцию младших школьников, где учитель  получил хороший творческий заряд и наметил очень четкие перспективы работы. В первом полугодии ее учащиеся Литвинов Виктор и Васенина Катя стали лауреатами областного, а Витя и всероссийского конкурса чтецов «Моя любовь – моя Россия», победителями Всероссийского уровня Молодёжного чемпионата «Старт», призёрами 1 тура  областной олимпиады младших школьников «Совёнок», призерами конкурса сочинений «Мир моих увлечений» и «Любимые книги детства».

Факт третий. «Учитель со знаком качества». Почему мы, учителя среднего и старшего звена, так любим классы Шахториной Н.И.? Почему именно к этому учителю ведем своих детей? Как никто другой Нина Ивановна умеет создать для ученика ситуацию успеха,  настроить ребенка на камертон познания.  У нее высокое качество обученности, результаты образования, проверенные временем, а каждый урок – маленький шедевр.
 Психологи отмечают, что особенно больно ранит ребенка небрежение к собственной личности. Современный ребенок – это цветок на асфальте: собственные родители, даже очень хорошие, уделяют ему в среднем 15 минут в день, он мало общается со сверстниками в игре, играет с компьютером, поэтому дефицит внимания педагога им переживается особенно остро. Это ведет к депрессиям, внутренним и внешним конфликтам  или открытому противостоянию и жестокости.

Факт четвертый «Филологический». Соколова Лидия Васильевна испытывает небывалый творческий подъем, работая в 5А классе. (Спасибо Ирине Викторовне за отличную подготовку в начальной школе) Только за 4 месяца Коркина Настя и Добрынина Татьяна  стали дипломантами 1 межрегионального конкурса «Личность. Интеллект. Культура» в номинации литературное творчество Проза, Жданова Ксения – лауреатом областного конкурса авторской песни «Гринландия», лучшие сочинения Бастракова Дениса и Дрягиной Елизаветы «Любимые книги детства» опубликованы в газете «Округа».
Шарова Светлана Юрьевна уже много лет работает над методической темой «Выразительное чтение учащихся» в этом году опыт учителя представлен на курсах ИРО. Учащиеся Шаровой Светланы Юрьевны вот уже в течение двух лет успешно выступают на районном конкурсе «Ученик года», ежегодно являются дипломантами (в этом году их 10!!!) областного и всероссийского конкурсов «Моя любовь – моя Россия», Головина Нина – победитель 1 межрегионального конкурса «ЛИК» в номинации творческие работы, фотография. А вчера Касьянова Надежда заняла 2 место в конкурсе чтецов на областной олимпиаде по литературе.
Хочется отметить, что ученица Кротовой Е.И.  Меланина Алена приняла участие в заочном этапе вузовской олимпиады по литературе «Покори Воробьевы горы», ученики Вшивцевой Е.Н. и Барановой А.С., Бушуевой Г.В.  стали лауреатами областного конкурса авторской песни «Гринландия», ученики Шулеповой И.А. – лауреатами 1 межрегионального конкурса «ЛИК». Хочется отметить бесценный опыт по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся учителей иностранного языка Чайниковой А.И. и Лоскутовой И.Е., учителя биологии Гончаровой М.И., учителя истории Холкиной Л.В.  В настоящее время мы начинаем работу в сетевом проекте «Улей» с учащимися 2-9 классов.

Факт пятый «Подумаем вместе». Время не стоит на месте, оно стремительно движется вперед. Открывая форум «Умная школа», Тина Канделаки сказала: «Моя учительница математики могла предположить, что я буду жить в Москве, что я буду успешным человеком, но она не могла представить себе, что я буду водить машину, у меня будет свой бизнес, пользоваться сотовой связью, интернетом, скайпом…». Каждый выбирает для себя: уметь или не уметь. Но учитель всегда, во все времена выходил за рамки самого себя, за рамки своего предмета, за рамки своих возможностей, потому что мы учим на умноженный результат. Мы не знаем, каким будет наше будущее, но мы абсолютно уверены в том, что знания, умения, личностные результаты – это дверь в будущее.

Презентация к данному выступлению
/rol_uchitelja.pptx

Вверх