Приветствую Вас, Гость
Информационная справка
об инновационной деятельности
МОУ СОШ с УИОП № 1 г. Советска Советского района Кировской области
Научный руководитель инновационной деятельности Белорыбкина Е.А.,
к.п.н., зав. кафедрой педагогики и психологии Кировского института развития.
Статус образовательного учреждения:
· Инновационная площадка КИПК и ПРО «Становление и развитие универсальных учебных действий обучающихся в условиях компетентностно-ориентированного образования» Период деятельности ноябрь 2008 года -декабрь 2009 года.
· Базовая школа КИПК и ПРО «Формирование универсальных учебных действий школьников в логике системно-деятельностного подхода». Период деятельности 2010 год.
· Базовая школа КИРО «Формирование метапредметных результатов образования школьников в логике системно-деятельностного подхода». Период деятельности 2011 год.
Цель инновационной деятельности образовательного учреждения:
- Накопление и распространения инновационного опыта по формированию универсальных учебных действий школьников. Универсальные учебные действия (далее УУД) на сегодняшний день рассматриваются как составная и неотъемлемая часть инновационного результата образования, отвечающий новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. В связи с чем, целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетентность как умение самостоятельно учиться. Выделение в новых образовательных стандартах неизменного фундаментального ядра общего образования, включающего совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, делает актуальной задачу обеспечения развития УУД как собственно психологической составляющей ядра образования. Универсальные учебные действия должны стать основой, обеспечивающей школьников умением учиться, способностью к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУНы) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действия самих учащихся. Качество же усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Осознавая острую необходимость в научной поддержке, обосновании результатов деятельности педагогического коллектива по формированию общеучебных умений и навыков педагогический коллектив школы с 2006 года включился в эксперимент по изучению ключевых компетентностей школьников. Учитывая актуальность и перспективность компетентностного подхода как нового требования к образованию, в 2008 году был разработан проект на базе МОУ СОШ с УИОП №1 г. Советска открыта областная инновационная площадка по теме «Становление и развитие универсальных учебных действий школьников в условиях компетентностно-ориентированного образования», научный руководитель Белорыбкина Е.А. В ходе реализации проекта проводились теоретические и практические семинары для учителей-предметников, классных руководителей, руководителей школьных методических объединений, администраторов. За период с 2007 по сентябрь 2011 года в школе издано 15 печатных сборников обобщения опыта педагогов и администрации школы, которые были представлены на Международных форумах, научно-практических конференциях. Психолого-педагогической службой школы ежегодно проводятся психолого-педагогические диагностики, как учащихся, учителей так и их родителей выработаны соответствующие рекомендации. Определены приоритетные направления научно-методической работы школы в инновационном режиме:
· обеспечение качественного управления образовательным процессом в школе;
· обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя в соответствии с инновационной темой;
· информационное обеспечение образовательного процесса, самостоятельная издательская деятельность;
· обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта, создание проблемных творческих групп педагогов «Технология проектного обучения», «Коллективные способы обучения и их эффективность» и т.д.;
· обеспечение взаимодействия урочной и внеурочной деятельности по учебным дисциплинам; · обеспечение контрольно-аналитической экспертизы.
Достижения образовательного учреждения за последние три года:
1. Школа является опорным ресурсным методическим центром Советского района по теме «Формирование универсальных учебных действий школьников в логике системно-деятельностного подхода».
2. Созданы методические рекомендаций учителям предметникам и учителям начальных классов по формированию универсальных учебных действий школьников в логике системно-деятельностного подхода.
3. Выступление на окружной научно-практической конференции по теме «Нормативно-правовое сопровождение реализации идей компетентностного подхода в образовательном процессе школы».
4. Организация и проведение научно-практических и методических конференций для педагогического сообщества области в 2009 г. и 2010 г. с целью представления результатов инновационной деятельности (участники конференций Советск, Нема, Кирово-Чепецк, Уржум, Яранск, Тужа, Пижанка, Б. Холуница, Слободской и т.д.)
5. Разработано два учебно-методических модуля для педагогов области. Проведена экспертиза Кировским институтом развития образования и модули включены в план курсовой подготовки педагогов области.
6. Проведены в феврале 2011 г. на базе МОУ СОШ с УИОП №1 г. Советска курсы повышения квалификации педагогов Советского и Пижанского районов по теме «Формирование универсальных учебных действий школьников в логике системно-деятельностного подхода»; в апреле, августе 2011 г. по инициативе Кировского института развития образования, заведующей городского методического центра г. В. Поляны Широковой Н.В проведены выездные курсов в МОУ СОШ с УИОП №5 г. В. Поляны и мастер-классов в МОУ СОШ с УИОП №2 г. В.Поляны по данной проблематике. Организация психолого-педагогических консультаций в РМК г. Б.Холуница и ПГТ Пижанка.
7. Ежегодное участие (2009 г., 2010 г.) в областном и в 2011 г. Международном образовательном форуме «Открытость. Качество. Развитие.» (одно третье и два вторых места ).
8. Диплом победителя Международного образовательного форума «Пути реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в номинации «Талантливые педагоги - талантливые дети» (2011 г). Таким образом, инновационный опыт МОУ СОШ с УИОП №1 г. Советска по формированию универсальных учебных действий школьников востребован школами области и внедряются в практическую деятельность. Учебные занятия планируются в соответствии с рекомендациями психолого-педагогической службы школы. Учебные модули для образования взрослых (педагогов области) включены в план курсовой подготовки Кировского института развития образования.
Достижения педагогов МОУ СОШ с УИОП №1 г. Советска за последние три года:
1. Проведено более ста уроков, мастер-классов, внеклассных занятий в инновационном режиме на разных уровнях (школьный, районный, окружной, областной).
2. Ежегодно учителя становятся победителя и призерами районного конкурса «Урок года в технологии развивающего обучения» (Гончарова М.И., Софронова В.А., Черепанова Ю.А., Кротова Е.И., Бурова И.П.).
3. Победителями районного (2010 г., 2011 г.) (Урванцева Е.Н., Ванчугова С.М.) и окружного этапа (2010 г.) профессионального конкурса «Учитель года» (Урванцева Е.Н.)
4. Участие в 2009г. и 2010 г. во Всероссийском XII и XIII конкурсе методических разработок «Сто друзей» (9 разработок) . Победители XIII Всероссийского конкурса «Сто друзей» Кротова Е.И. (профессиональное жюри), Кротова Е.И. и Черепанова Ю.А. (итоги интернет голосования).
5. Победителями и призерами заключительного этапа (областного), предметно-методической олимпиады являются Урванцева Т.Е., Урванцева Е.Н., Бушуев Н.П.
6. В журнале «Преподавание истории и обществознания» 2009 г. напечатана методическая разработка урока обществознания в 8 классе Буровой И.П.
7. В «Учительской газете» сентябрь 2011 г. напечатана разработка внеклассного занятия Кротовой Е.И.
8. В феврале 2010 г участвовали во Всероссийской конференции по иностранному языку «Урок английского языка 21 века», выступала Пуртова Н. д В. по теме «Урок-проект: атмосфера соучастия и партнерства».
9. Инновационный опыт работы Чайниковой А.И. включен в банк Кировского института развития образования (третье место в областном конкурсе «Мои педагогические инновации»).
10. Написание статей с обобщением инновационного педагогического опыта в областной электронный сборник, изданный по результатам педагогических чтений им. Народного учителя З.А.Субботиной (17 статей Глушковой Л.С., Предеиной И.В., Баруткиной Г.К., Бушуева Н.П., Грибановой С.В., Урванцевой Е.Н., Багина В.В., Онучиной А.В. и т.д.)
Инновационная деятельность для детей:
1. Открытое обсуждение новых знаний, обращение к прошлому опыту учащихся, межпредметная интеграция, «ситуации включения», «ситуации выбора», сочетание нормативных и индивидуальных эталонов оценивания работы учащихся.
2. Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия в соответствии с алгоритмом последовательных действий.
3. На учебных занятиях формируется и отрабатывается навык самостоятельного учебного труда, ориентация в большом информационном поле, нахождение главного и второстепенного, конструирование, моделирование и проектирование конечного результата при решении познавательных задач, что способствует становлению у школьников потребности в самообразовании, саморазвитию, самомотивации.
4. Освоение основных общеобразовательных программ с позиции их контроля и оценивания в рамках экспериментальной работы диагностируются наряду с традиционными методами и тесты внешней оценки сформированности компетентностей школьников и универсальных учебных действий.
В результате активной работы Инновационной площадки и Базовой школы:
Ø апробированы на практике методики и технологии, способствующие реализации идей компетентностно-ориентированного образования школьников заложенные в стандартах второго поколения (технология игрового моделирования, ролевой игры, проектная технология, технология критического мышления, технология социально-контекстного образования, методика педмастерских, методика групповой и коллективной работы на уроке и на внеклассном занятии, технология занятий на взрослы, мастер-классов);
Ø прошли курсовую переподготовку на базе школы 76 педагогов из них: 64 учителя МОУ СОШ с УИОП №1 г. Советска и 12 учителей пгт Пижанка, 25 педагогов г. В.Поляны прошли курсовую подготовку без отрыва от производства (т.о. сэкономлены средства образовательных учреждений на выплату командировочных расходов для прохождения курсов в г. Кирове);
Ø поступила аспирантуру Онучина А.В., педагог-психолог и использует в качестве исследовательской темы инновационный опыт МОУ СОШ с УИОП № 1 г. Советска, она приглашена старшим преподавателем в институт повышения квалификации;
Ø проанализированы, обобщены и востребованы результаты инновационной деятельности педагогов школы на территории Кировской области; расширился круг социальных партнеров образовательного учреждения.
Инновационная и экспериментальная деятельность способствовала:
- качественному изменению управления образовательным процессом;
- повышению профессионализма педагогов и администрации школы;
- целенаправленному и систематическому психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса; - изменению и обновлению содержания образования;
- формированию общеучебных и универсальных учебных действий школьников, в ходе учебных занятиях формируется и отрабатывается навык самостоятельного учебного труда, ориентация в большом информационном поле, нахождение главного и второстепенного, конструирование, моделирование и проектирование конечного результата при решении познавательных задач, что способствует становлению у школьников потребности в самообразовании, саморазвитию, самомотивации. Определяя дальнейшие перспективы образовательного учреждения, мы делаем вывод о готовности педагогического коллектива, учащихся, администрации школы к повышению образовательного потенциала. Четко понимаем и осознаем, что наработанный опыт должен стать тем звеном, которое способствует повышению уровня и качества образования школьников.
Информацию подготовила Холкина Л.В., зам. директора по УВР 27.09.2011 г.
Вверх